Бесплатный пробный урок

* Поля, обязательные для заполнения

Если Вы моложе 18 лет, то пробный урок проводится только с согласия Ваших родителей.

Английский по ту сторону Скайпа: Мнение студента

«В середину же Днепра они не смеют глянуть: никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит в него.
Редкая птица долетит до середины Днепра». Н. Гоголь


imageКто хоть раз в жизни не принимался всерьез изучать английский? Ты даешь себе обещание прорваться сквозь любые непонятности и заговорить, наконец, на иностранном языке. Но это все равно, что сесть на диету или начать бегать по утрам – спустя время ты оказываешься там, откуда начал. Про середину Днепра речь уже не идет: увидеть бы свое отражение, стоя на берегу...

Я поймала себя на этих мыслях несколько месяцев назад, а затем подумала: «Какого черта!» И решила поменять стратегию, дав себе установку стать «редкой птицей». Неважно, сколько времени это займет, но English станет вторым языком, которым я буду владеть в совершенстве. Я бизнес-тренер. Моя голубая мечта – вести тренинги на английском.

1. Прими решение, действуй и получай удовольствие
Чтобы диета была эффективной, она должна стать частью образа жизни, частью самого человека. То же самое с утренними пробежками и любыми другими желанными активностями – нам не надо заставлять себя делать то, что является нашей привычкой или то, что доставляет настоящее удовольствие.

Поэтому первым делом я договорилась с собой заниматься английским каждый день, но так, чтобы в кайф. Никакой скучной зубрежки. Я читаю, смотрю и слушаю только то, что мне нравится, и только на те темы, которые заставляют мое сердце биться чаще. Даже когда нет времени, пусть только 10 минут – я использую их, чтобы двигаться вперед. Пусть всего одна новая фраза в день, зато с удовольствием, для души.

В таком режиме прошло несколько месяцев: занимаясь английским по 2-3 часа ежедневно (в основном в транспорте и во время спортивных тренировок), я поняла, что выбрала правильное направление. Это стало привычкой. Значительно улучшилось восприятие на слух, пополнился словарный запас. Но о том, чтобы начать говорить, не было и речи. Кроме того, я игнорировала учебные пособия, а без них систематизировать знания довольно проблематично.

2. Найди СВОЕГО преподавателя
В изучении чего бы то ни было есть один скользкий момент. Такая уловка сознания, когда нам кажется, что самого факта занятия этим процессом достаточно, чтобы преуспеть. Это миф! Зачем, скажем, учить слова, если не использовать их в общении? Но с кем общаться? Идеальный вариант – найти себе грамотного педагога.

Я так и сделала. Сегодня 2 месяца, как я занимаюсь английским по Skype с Асей – преподавателем проекта lingvistov.ru. За это время знания начали систематизироваться, а разговорные навыки сдвинулись-таки с мертвой точки и стали набирать обороты.

Как выбрать своего преподавателя?
Тут все просто. Всего два момента: человеческий и профессиональный. Вам должно нравиться, что человек говорит и как он это говорит. А дальше вы либо доверяете ему, либо нет. Или вы готовы делать для обучения все, что он вам скажет, или нет. Компромиссы в данном случае малоэффективны.
По сути, вы выбираете себе долгосрочного делового партнера, проводника к вашей цели. Но помимо этого, вы также выбираете себе собеседника для многочасовых разговоров по-английски на разные темы. И только от вашего выбора зависит, насколько эти беседы будут искренними и увлекательными.
Я занимаюсь достаточно интенсивно (по 6 уроков в неделю) и могу сказать, что провожу со своим педагогом гораздо больше времени, чем с друзьями. Смущает ли меня это? Нисколько. Довольна ли я? Вполне.
Кстати, моя подруга сделала интересное замечание, когда я поделилась с ней новостью о том, что, наконец-то, нашла себе преподавателя: «Ты так долго выбирала, потому что не могла найти человека с подходящим именем. Ее имя – часть твоего: Алеся – Ася». На что я, конечно, улыбнулась, но не стала отрицать :)
Я выбрала Асю, т.к. почувствовала – мы на одной волне. Мне понравилась ее энергетика и отношение к жизни. Голос и произношение тоже сыграли не последнюю роль. Но важнее то, что сразу было видно, общение с ней окажется не только полезным, но и безумно интересным. И что приятнее всего – это позволит мне самой стать на голову выше и интереснее. Все, кстати, так и выходит!

Конечно, наивно полагать, что личный наставник гарантирует ваш успех. Это все равно, как купить книгу и думать, что, просто имея ее, мы будем знать все, что в ней написано. Типичный самообман. Но избежать его удается немногим.
Преподаватель, уроки, домашние задания и все наши усилия на этом пути – не цель, а средство. Кстати, быть хорошим учеником – тоже вещь в себе. По-своему бессмысленная и беспощадная. Говорю это как человек с комплексом отличника на всю голову.
Да простит меня Ася, но иногда, мне кажется, надо позволять себе лениться и быть первоклассным двоечником. Иначе перфекционизм начинает убивать вкус к жизни. Чередование же дисциплины и творческой спонтанности – идеальное сочетание для высокого градуса мотивации. Во всяком случае, для меня.

Еще одно наблюдение. Главная ценность уроков с преподавателем – ВНЕ самих уроков. Весь сок – в процессе подготовки. Именно в это время происходит чаще всего процесс осмысления и усвоения важных вещей. Преподаватель помогает удержать выбранный темп и корректирует курс при необходимости. Сами же уроки, скорее, разжигают любопытство, ставят вопросы, задают направление и мотивируют. Иногда они напоминают шоковую терапию и утро стрелецкой казни, а иногда похожи на дружескую беседу и увлекательный ситком с продолжением. Одно без другого теряет смысл.
Иными словами, уроки – это дополнение к самостоятельным занятиям. А не наоборот! Если перепутать эти вещи, можно заблудиться: не те ориентиры приведут не туда. Мотивация скиснет и будет плохо пахнуть. Оно вам надо?
Что касается соотношения, я сделала такой вывод: самостоятельные занятия должны длиться по времени в 2-3 раза дольше, чем уроки с преподавателем. Иначе никакого толка.

Это не школа и не университет, здесь нет дневника и зачетки (хотя идея хорошая). Тем не менее, нужно обязательно фиксировать свои результаты: успехи и замечания – преподавательские и свои собственные. Это поможет контролировать прогресс и станет своеобразной точкой опоры при возникновении будущих трудностей: если я уже освоила такую глыбу материала и сделала сотни упражнений, что мне стоит осилить еще парочку каверзных правил?

Обучение – это коммуникация, т.е. процесс двусторонний. Отсюда еще один момент – уметь не только принимать обратную связь в свой адрес, но и давать ее преподавателю.
К примеру, не стесняться говорить о том, что какая-то тема для дискуссии вам неинтересна, и вы не хотите погружаться в нее на уроке. Предлагайте свои топики, вбрасывайте в обсуждение живые вопросы – те, которые вас по-настоящему волнуют. Это расцветит коммуникацию, и общение пойдет значительно веселее. Небольшая ремарка – данный совет не относится к грамматике и упражнениям на произношение. Здесь, как с правилами дорожного движения, - учим все без исключений и не выпендриваемся!
Обратная связь преподавателю может выглядеть и вот так… Я, по натуре, человек самокритичный, поэтому болезненно отношусь к тому, что кто-то подчеркивает мое незнание и ставит мне его в укор. Такой менторский подход я называю the presumption of knowledge (презумпция знания). Он, безусловно, имеет право на существование, однако эффективен либо для продвинутых уверенных студентов, либо для зазнавшихся лодырей.
Подозреваю, что большинство из нас не относится ни к одной из этих категорий. Поэтому предлагаю всенародно провозгласить иной подход к обучению - the presumption of ignorance (презумпция незнания). Когда предполагается, что студент не знает всех тонкостей изучаемого предмета, и обратное нужно доказать.
Согласитесь, зачем сыпать соль на рану, когда можно наложить стерильную повязку, напоить горячим чаем и сказать, что «до свадьбы заживет»? :)

А еще очень важно понимать, кто в доме главный. Если вы не чувствуете знакомого со школы трепета перед преподавателем, прогресса не будет. Искренний пиетет – безошибочный признак того, что человек на две головы выше вас. Это значит, что вы будете впитывать каждое его слово и внимательно относиться ко всем замечаниям.
Проверьте себя, спровоцируйте критику педагога в свой адрес. А затем проследите за своей реакцией. Если внутри ничего не сжимается, меняйте преподавателя!
Печали вас не печалят, тревоги не тревожат... А значит, вы будете топтаться на месте, что, выражаясь чудным «исконно русским» словом, означает – бесперспективняк!
Вы, конечно, можете возразить, что те школьные ощущения были муками ада. Однако, во-первых, вы уже не в школе. А во-вторых, тот человек, который способен вызвать в вас острое ощущение удара под дых своей критикой, может спровоцировать не менее яркое чувство полета своей же похвалой. Это две стороны одной медали. Знаю по собственному опыту.
Лично для меня идеальный преподаватель – это тренер и группа поддержки в одном лице. Тот человек, который окажется рядом, если я начну сомневаться в своих силах. Кто будет терпеливо отвечать на одни и те же глупые вопросы и давать такие задания, чтобы эти вопросы больше не возникали. Кто вовремя пересадит с четырехколесного на двухколесный велосипед, даже если будет очень страшно. Кто сумеет быть строгим, но справедливым и неравнодушным человеком, которому со мной будет так же интересно, как и мне с ним. Преподаватель как профессионал и друг – для меня это лучшее сочетание.

3. Используй психологические штучки
Поговорим о трудностях. Куда ж без них? Если вам все дается легко – значит, вы не особо стараетесь. Настоящее развитие начинается вне зоны комфорта. Это как в спорте: из десяти отжиманий самое важное – одиннадцатое!
Конечно, можно идти к цели разными путями. Через тридевять земель, преодолевая овраги, болота и косогоры, или по протоптанной тропинке через солнечный лес под пение птиц. Мы сами выбираем этот путь. Но трудности будут всегда – не болото, так серый волк среди ясного неба.

Бывает так, что кто-то начинает демонстрировать разочарование в ваших знаниях. Например, друзья просят перевести, о чем поется в песне по радио. А вы слушаете и ужасаетесь, что ничего, кроме предлогов и местоимений, не понимаете. И тут начинается – сочувственный взгляд, разочарованные фразы «ну, ты же занимаешься», etc. Или, к примеру, преподаватель за один урок поймал вас сразу на 10 грамматических ошибках уровня elementary, и ему от этого становится как-то не по себе – в голосе металл, в глазах нескрываемый упрек, etc. В общем, все по программе.
И вот тут очень важно ни при каких обстоятельствах не поддерживать этих эмоций. Они не ваши и не про вас! Они исключительно про тех людей, которые их испытывают. Почему это имеет такое значение? Вы идете к цели, вы в пути. Разочарование же равносильно остановке. Пока вы стоите, вы откладываете свой успех. И все глубже погружаетесь в сомнения. Вместо того, чтобы действовать.

А бывает, накрывает такое бессилие: «И тщетно бытие, и хочется печенья…» И здесь уже не спрячешься, от себя не убежишь. Но есть другие методы.
Если, скажем, не идет какая-то тема в грамматике, не мучайте ее и себя, просто переключитесь на другую задачу. В свое время вы вернетесь к тому, что отложили, и все поймете. Нужно только набраться терпения и разрешить себе чего-то не знать и не понимать.
Или другой вариант. Как говорит Ландыш: "Бросайте свое невежество в лицо людям и требуйте ответы на свои вопросы". Ключевое слово здесь – вопросы. Эмоции и бессилие нужно трансформировать в четкие вопросы.
Кроме того, главное – не количество времени, потраченного на изучение языка. А качество. Можно тупить 5 часов подряд и так и не продвинуться вперед. А можно за полчаса на свежую голову освоить трудный кусок материала или целый блок новых слов из интересного текста.
Как правило, это зависит от наших дневных биоритмов. Про себя я, например, знаю, что самое мое продуктивное время – раннее утро, с 3 до 6. Тогда обычно и проходят мои самостоятельные занятия английским. Это зона моей уверенности, в этот период я могу все. Найдите свои самые эффективные временные зоны и сделайте их своими личными помощниками в освоении языка.
Ну, и самое важное – никогда не ставьте на себе крест, не складывайте крылья. По словам Аси: «Ни один художник не родился художником, и ни один писатель не написал шедевр за один присест. Выход один: трудиться (если, конечно, вам это действительно нужно). И пусть освоение языка займет у вас в два, в три, а то и в пять раз больше времени, чем у других. Не смотрите на других!»

Учить иностранный язык – все равно, что взращивать в себе нового человека. С другим мышлением и опытом, с новыми взглядами на жизнь. Эта любопытная трансформация подчиняется двум законам: отрицанию отрицания и переходу количества в качество.
Отрицание отрицания говорит об отказе от неверия в себя, в свои будущие изменения. Этот закон также подразумевает, что на определенном этапе развития мы должны отойти от привычных моделей поведения и начать действовать по-новому. Нельзя подняться на уровень выше, не покинув прежнюю ступень развития.
Ну, например, чтобы поступить в университет, нужно сначала закончить школу. Или, скажем, чтобы печатать вслепую, надо перестать думать и смотреть на клавиатуру (наши пальцы умнее нас). То же самое с языком. Чтобы начать говорить по-английски свободно, нужно довести все процессы до автоматизма и выключить голову, тогда речь польется потоком.
Закон перехода количества в качество, по сути, обеспечивает достижение этого результата. Когда мы насыщаем себя знаниями и практическим опытом, рано или поздно что-то щелкает, и мы как будто становимся другими. Удивительно то, что это всегда происходит как-то вдруг. Заранее нельзя сказать, когда это случится, и сколько времени понадобится для такого качественного скачка. Но так даже интереснее!..

P.S. About Motivation
За последний год я поняла одно. Даже если жизнь заставит отказаться от регулярных занятий английским, я все равно буду уделять этому время – в транспорте, на работе, по 5-10 минут, урывками, во сне, как угодно. Потому что это уже стало частью моей жизни, моим хобби. Этаким островком комфорта. Отдушиной, которая помогает запускать ресурсное состояние. И оно тем ярче, чем утомительнее основная работа.
Только вообразите, что все свое время вы посвящаете тому, что вам нравится. Тому, что вас действительно развивает, раскрывает вашу душу, вовлекает все ваши способности и таланты. Это залог счастья или, по крайней мере, удовлетворенности жизнью. Если изучение английского хотя бы отчасти приближает вас к такому состоянию, желание осваивать язык растет в геометрической прогрессии день ото дня.
Представьте себе, что в любой момент вы можете прочитать в оригинале долгожданную книгу интересного вам автора. Или посмотреть новый фильм без дубляжа. Или проверить обновление You-Tube канала любимого комика и перевести друзьям свежие шутки. Или, не раздумывая, откликнуться на вакансию, которая подразумевает прохождение интервью на английском языке…
Isn't it inspiring? The answer is obvious. So - I'm in!

Алеся Матюшенко

P.P.S. For The Rare Birds
Если вы причисляете себя к «редким птицам» и, как и я, хотите во что бы то ни стало перебраться на ту сторону Днепра – поделитесь, пожалуйста, своими наблюдениями в комментариях.

- Что помогает вам осваивать английский? Самостоятельно или с преподавателем.
- Что вас мотивирует?
- Какие психологические хитрости вы используете?
- Что стало для вас настоящим откровением на этом пути?

Коллективный опыт способен творить чудеса.

image